БИОКОРРОЗИЯ: риски, мифы и решения

Автор: Руслан Саматов

СВБ

 О чем знают все, но не догадываются многие?

Все когда-нибудь что-то слышали или что-то читали про биокоррозию, а некоторые даже сталкивались с ней. Но самое распространенное мнение, которое нам приходилось слышать про биокоррозию — то, что ее просто нет! Почему? Потому что нет проблем с СВБ (сульфатвосстанавливающими бактериями) или их уровень настолько мал, что биокоррозии просто не может быть. Очень удобная позиция, не правда ли? Да, коррозия есть, аварийность есть, но биокоррозия... ?! А зачем ее вообще отделять как вид коррозии? Компании итак тратят очень большие средства на защиту от коррозии, так неужели нельзя «впихнуть» биокоррозию в этот же бюджет?

На самом деле, зачастую, мы просто недооцениваем угрозы от биокоррозии и ее последствия (пройдите небольшой тест на следующей странице и оцените сами, есть ли риски биокоррозии у вас и сколько они стоят?!).

В мире современной химизации мы научились управлять процессами коррозии. Эффективность защиты от коррозии (в т.ч. ингибированием) для лучших месторождений достигает фантастических некогда 95-99%. Но процессы биокоррозии кратно сложнее.

Часто бывает, что компания понимает — у них есть проблемы с СВБ, выделяют бюджеты на закупку бактерицидов (прим. химические реагенты для подавления роста и жизнедеятельности бактерий), но эффективность их применения не выдерживает никакой критики. И после долгих и безуспешных (а иногда и многолетних!) попыток применения бактерицидов мы разочарованно уходим от их применения или переключаем бюджеты на более насущные (как нам кажется) проблемы.

Так что же делать? В этой статье мы откроем вам несколько простых секретов, которые помогут самостоятельно оценить степень угроз, развенчать несколько устоявшихся мифов и постараться найти ТАКИЕ решения, которые приведут к пониманию процессов биокоррозии и эффективному управлению этими процессами. Приведем и пару уникальных примеров из опыта работы нашей компании.

Победить нельзя, но... можно нужно контролировать!

Как и процессы коррозии, биокоррозия приносит большие неприятности в повседневную жизнь промысла, и часто мы об этом даже не догадываемся. Секрет №1: аварийность трубопроводов, отказы НКТ (и это при низких скоростях коррозии по результатам мониторинга), коррозия РВС, снижение приемистости на нагнетательном фонде и снижение добычи на добывающем, рост сероводорода в воде и  сульфида железа в подготовке нефти — все эти факторы свидетельствуют о том, что проблема СВБ и биокоррозии на вашем промысле существует. И закрывать глаза на эту проблему нельзя, т.к. на ликвидацию последствий вы УЖЕ ТРАТИТЕ (!!!) значительно больше денег («кормите» бригады ТКРС, платите за экологический ущерб, увеличиваете дозировки деэмульгаторов, закупаете поглотители сероводорода и закачиваете ингибиторы коррозии с неоптимальными дозировками). Секрет №2: нужно помнить, что СВБ — живые организмы, и в открытых системах 100% уничтожить их невозможно, но нужно обязательно выявлять и контролировать их!

15percent_test

Такой знакомый, но неизведанный мир бактерицидов!

Бактерициды — самое эффективное средство в борьбе с СВБ и биокоррозией. Существующие альтернативные методы не столь технологичны и крайне затратны.

Секрет №3: бактерициды имеют широкий диапазон комбинаций активных веществ в составе, что определяет широкий спектр их свойств, соответственно и подбирать их нужно не только по способности уничтожать СВБ, но и учитывая вспомогательные полезные свойства. А правильно выбрав комбинацию свойств, конечный результат будет превзойден кратно.

Подбирая бактерициды, обязательно нужно учитывать их дополнительные полезные свойства

Здесь мы расскажем о вполне конкретной серии бактерицидов «СОНЦИД». На сегодняшний день марка СОНЦИД имеет 6 модификаций (прим. - ни одна компания на сегодняшний день не предлагает подобный спектр решений). Казалось бы, зачем так много?

Давайте разберемся по порядку. Итак:

СОНЦИД-8101 — помимо подавления жизнедеятельности СВБ является поглотителем сероводорода. Преимущества данного бактерицида раскрываются в полной мере при использовании технологии ударных дозировок на скважинах (будь то добывающие или нагнетательные). А дополнительным положительным «побочным» эффектом является влияние на фильтрационные свойства пластов добывающих и нагнетательных скважин.

СОНЦИД-8102 — обладает свойствами ингибитора коррозии. Крайне полезное свойство, позволяющее оптимизировать программу ингибирования (т. е. попросту снижать дозировки ингибиторов коррозии на объектах применения). 

СОНЦИД-8103 — хорошо растворяет сульфид железа. При правильно выбранной технологии ваша подготовка нефти может улучшиться за счет снижения потерь на удаление пром. слоев, подготовку воды и оптимизацию дозировок деэмульгаторов.

СОНЦИД-8104 — особо эффективен против адгезированных (прикрепленных к поверхности металла) клеток СВБ.

СОНЦИД-8105 — идеален для подавления бактерий пресных и смешанных с пресными вод.

СОНЦИД-8106 — твердый бактерицид, новейшая разработка. Эффективен для применения в статических, застойных зонах, где наиболее благоприятно развиваются колонии бактерий (в первую очередь резервуары). Конечно реагенты имеют свои эффективные дозировки и это нужно учитывать при выборе марки.

тест на СВБ

Тест на СВБ: Светлый пузырёк —отсутствие, тёмный  — наличие клеток.

Дополнительно информацию о продуктах вы можете посмотреть в разделе «Химические реагенты».

Мифы про все сразу и… еще немного сверху!

Любая вещь или явление, которое мы, в силу различных причин, не в состоянии понять, тут же обрастает всевозможными мифами, которые большинство людей с невиданным упорством начинают распространять сами, даже не попытавшись вникнуть в суть вещей. Биокоррозия в этом плане не исключение. Боже мой, сколько же всего мы слышали за все эти годы! Вот главные из этих мифов:      

Миф №1: «У нас нет проблем с СВБ и, соответственно, биокоррозии».

Отличный миф для самовнушения — успокаивает нервную систему, но никак не помогает бороться с биокоррозией и ее последствиями.

Секрет №4: Очень важно понимать, что даже если анализ зараженности вод показывает лишь 101 кл/мл—это уже признак, что проблема есть, и нужно искать риски. Ответьте честно себе на простые вопросы—как часто и сколько контрольных точек определения зараженности СВБ вы мониторите? Как часто вы меняете точки мониторинга? У вас есть биозонды для определения зараженности адгезированных клеток СВБ? С каждого ли порыва вам предоставляют вырезанную катушку трубы и анализируете ли вы ее на наличие клеток СВБ? Если вы все это делаете, то можете далее не утруждаться прочтением данного материала, вы уже ЭКСПЕРТ (без шуток)! Если же нет, то пора начинать это делать, и желательно делать руками профессиональных компаний, готовых предложить конкретные решения.

Применяя бактерициды, вы снижаете большое количество самых разных и дорогих рисков, а значит ваши деньги потрачены не зря!

Образование промежуточного слоя в РВС (взвесь тёмного цвета в центре, преимущественно состоящая из сульфида железа)

Образование промежуточного слоя в РВС (взвесь тёмного цвета в центре, преимущественно состоящая из сульфида железа)

Миф №2: «Бактерициды малоэффективны».

Этот миф нам нравится больше всего! Обычно к нему прибегают те, кто в конечном итоге не может правильно доказать эффективность бактерицидных обработок и защитить бюджет перед бюджетным комитетом или руководством.  Ну тут все очень просто—посмотрите Секрет №1 на первой странице и вы поймете, что проблему бактерицидной защиты нужно рассматривать шире, нежели показатель «Степень зараженности, кл/мл»! Кстати, в следующем мифе сквозная мысль та же самая, прочтите внимательно!

Процессы биокоррозии невозможно контролировать исключительно ингибированием

Отложения сульфида железа (чёрного цвета) вблизи сквозного отверстия, образовавшегося по причине биокоррозии

 

Миф №3: «Бактерициды— это дорого».

Вы сможете свободно доказывать руководству и покупать бактерициды в 3 раза дороже, чем покупаете сейчас, если поймете одну простую вещь: риски, оправдывающие покупку бактерицидов, нужно оценивать КОМПЛЕКСНО! Если при грамотном применении бактерицидов вы снижаете риски:

  • порывов трубопроводов или отказов НКТ;
  • ухудшения подготовки нефти на УПН за счет снижения промежуточных слоев;
  • накопления шлама в РВС, требующего регулярной очистки;
  • уменьшения приемистости скважин и снижения нефтеотдачи;
  • неоправданного увеличения затрат на ингибитор коррозии, связанное с ростом аварийности,

— то знайте - деньги, потраченные на бактерицид, вы потратили не зря! Ну а то, сколько стоят устранения последствий вышеуказанных рисков, думаем, вам вполне под силу подсчитать.

Миф №4: «Бактерициды необходимо закачивать в больших объемах».

На самом деле объемы могут быть разными—все зависит от того, какую задачу вы решаете и на что пытаетесь повлиять в конечном итоге. Вот про «конечный итог» все забывают и пытаются, как правило, решить только задачу по снижению степени зараженности, что на мой взгляд, в корне не верный подход.

Что же касается необходимости больших объемов применения бактерицидов—далее мы вам покажем отличный, просто уникальный пример, опровергающий данное утверждение. И вывод вы сделаете уже сами!

«Истории успеха» — пройдено на собственном опыте!

История №1: Система ППД месторождения в Поволжье обрабатывалась ингибитором коррозии, скорость коррозии согласно мониторингу не превышала 0,005 мм/год, а аварийность фонда практически отсутствовала (!). Однако в 2009 г., порывы на нескольких трубопроводах имели постоянный характер уже через год эксплуатации. Локальная скорость коррозии  достигала 3-5 мм/год. И это только на одном трубопроводе протяженностью 696 м! Качество металла трубы было проверено и сомнению не подлежало. 

Замена ингибитора коррозии не принесла ожидаемого результата, хотя общая скорость коррозии снизилась. Анализ заражённости воды клетками СВБ показали минимальные значение — 101 кл/мл, однако анализы вырезанных с порывов «катушек» показывали уже 104 кл/мл адгезированных клеток СВБ. Ударные обработки ингибитором коррозии с дозировками 300 г/м3 (в 17 раз больше базовых!!!) не сработали. Неоправданные затраты – аварийность не снижалась! И всё это из-за одной проблемы, о который мало кто задумывался. Проблема эта – биокоррозия. Благодаря разработанным технологиям стало возможно с минимальными финансовыми затратами решить проблему аварийности. Для обработки водовода 89х8 мм протяженностью 696 м потребовалось всего 15 кг (!!!) бактерицида. Через неделю аварийность на данном объекте была остановлена по сей день.

История №2: На одном из месторождений Восточной Сибири обследование нефтепромысловых сред выявило высокую степень зараженности подтоварной воды в сепараторах, отстойниках, резервуарах. Содержание клеток СВБ и аэробных бактерий достигало 106 кл/мл. Содержание адгезированных клеток с биозондов – 104кл/мл. Регулярные бактерицидные обработки совместно с применяемым ингибитором коррозии обеспечивали скорость коррозии на уровне 0,03-0,05 мм/год. После отмены бактерицидных обработок по  соображениям экономии и «отсутствия эффективности бактерицида» (!!!) в ноябре 2012 года в течение полугода наблюдался рост скорости коррозии, особенно на УПН, там, где происходило активное развитие микроорганизмов. Скорость коррозии возросла в 30 раз(!!!) до 1,5 мм/год, несмотря на увеличение концентрации применяемого ингибитора коррозии с 15 до 25 мг/л. На водоводе был получен первый порыв в истории нового промысла. Но уже после возобновления подачи бактерицида и проведения первой обработки в мае 2013 скорость коррозии резко снизилась в 12 раз (!!!).

Внешний вид биокоррозии штанги ШГН

Внешний вид биокоррозии штанги ШГН

Истории, описанные выше, наглядно показывают, насколько порой недооценены риски биокоррозии. При этом, выявив закономерности и найдя подход, можно решить проблемы вполне разумными средствами.

«Предложение, от которого трудно отказаться!»

Значимость бактерицидов в нефтедобыче России сильно занижена. Мы объясняем это, в первую очередь, непониманием механизмов действия микроорганизмов. Их  влияние и последствия жизнедеятельности для значительного количества людей, работающих на промыслах, просто незнакомы. Это сравнимо с отношением к микроорганизмам до 19 века, где из-за отсутствия стерилизации помещений и операционных приборов, смертность после операций достигала 90%. Отсутствие контроля роста микроорганизмов при нефтедобыче может стать роковым для оборудования. Ниже, на примере круговых диаграмм мы хотим наглядно донести до вас, какие риски и затраты вы УЖЕ несете, не борясь с микроорганизмами. Подумайте, нужны ли эти затраты вам?!

Мировой опыт показал, что 15% коррозии – это биокоррозия. В России на долю биокоррозии приходится больший процент из-за игнорирования её существования. Секрет №5: Бактерицид не исключает использования базового набора химии, такого, как поглотитель сероводорода, ингибитор коррозии и деэмульгатор. Однако всего этого потребуется меньше, потому что вы устраните причину проблем. Это поможет с порывами и штрафами за нарушения экологии. Очень важно понимать, что даже нефтеносный пласт забивается колониями бактерий и продуктами их жизнедеятельности, уменьшая нефтеотдачу.

На рынке существует множество бактерицидов, но никто не предлагает РЕШЕНИЙ. Так в чем же мое «Предложение, от которого невозможно отказаться»? Прочитав материал данной статьи, задумайтесь,  возможно и вы недооцениваете проблему?! А мы готовы предложить вам РЕШЕНИЯ - комплекс эффективных технологий и опытный анализ проблемы, и главное — это правильный подбор бактерицида! Нельзя,  взять любой бактерицид из серии «СОНЦИД», определить его эффективность и начать использовать для вашего случая—это слишком мало для эффективности! Вырабатывать решение нужно исходя из конкретной ситуации на нефтепромысле. При таком подходе к проблеме вы получите настоящую эффективность, сами развенчаете многочисленные мифы о неэффективности бактерицидов и безусловно сократите расходы на борьбу с последствиями!

Если вы хотите, чтобы наша команда нашла и реализовала уникальные РЕШЕНИЯ именно для вас, просто напишите нам: ozneftehim@ozneftehim.ru

БИОКОРРОЗИЯ: риски, мифы и решения